Среда 24.04.2024 00:37
Опросы
Баннеры
Поиск
Главная » Статьи » Ролевые игры

Театр без зрителей: взгляд снаружи и изнутри.
*Я всей душой мечтал о драконах. Нет, конечно, я, со своими скромными силенками, вовсе не жаждал, чтобы они жили где-нибудь по соседству. Но мир, где существовал Фафнир, хотя бы воображаемый, казался богаче и прекраснее, несмотря на опасность*. 
Дж. Р. Р. Толкин


Здается мне, Толкин в этом своем желании не был одинок. И найдется еще множество людей, мечтающих о драконах, эльфах, гномах и других «сверхестественных» существах. Впрочем, как писал Толкин, это еще очень спорный вопрос, к кому больше применим термин «сверхестественный» к нам или к ним, ибо они ближе к природе.
Ролевые игры и возникли наверное потому, что книг, подобных «Властелину Колец» и «Сильмариллиону» всегда не хватает. А те, что есть, непременно заканчиваются, сколько бы в них ни было страниц. 
Широкое распространение театральные представления без зрителя (так называют ролевые игры сами игроки) получили в конце 1960-х в Великобритании. Именно здесь впервые молодежь стала «разыгрывать» романы Толкиена. Постепенно рядиться в хоббитов начали и в других европейских странах, а наибольшую популярность движение приобрело в начале 1970-х в Соединенных Штатах. Считается, что в Россию «Хоббитские игрища» пришли в 1991 году — тогда в Москве состоялось первое подобное мероприятие с участием 43 человек.
Однако вопрос о том, когда же именно появились ролевые игры, пока остается открытым. Некоторые исследователи обнаруживают аналоги современным играм еще на заре европейской цивилизации. Например, в Древнем Риме, когда в Колизее устраивалась своего рода «реконструкторские бои», где одни из гладиаторов изображали римлян, а другие варваров, одетых в специальные «варварские» одежды и доспехи. В Средние века адепты куртуазии разыгрывали для развлечения дам сцены из античной жизни, в близлежащем лесу устраивали «рощу Венеры» или «царство фей», воссоздавали легендарный двор короля Артура, «разъезжая по полям в нарядах тех времен и распевая старинные песни». В конце XIX - начале XX века, на волне неоромантизма, заявили о себе реконструкторы наполеоновских войн, декаденты, устраивавшие «афинские» и «египетские» вечера, и прочие, среди которых самыми заметными были «любители кельтской старины», основавшие в 1893 г. Гэльскую лигу. Ее сторонники, по большей части представители аристократии и городской интеллигенции, совершали выезды в сельскую местность, где воссоздавали действие старинных ирландских праздников, исполняя народные танцы и песни, нарядившись в аутентичную одежду. С современной ролевой культурой их роднит глубокое погружение в «отыгрываемую эпоху», и впервые зафиксированное явление массового принятия на себя новых причудливых «игровых» имен, соответствующих современному понятию «ник» / «никнейм». По ироничному замечанию писателя Бриана О’Нуаллана: «Все эти благородные господа были без имен и без фамилий, а взяли они себе прекрасные прозвища, и окрестили себя в честь того и сего, цветов и холмов, камней и полей, небес и чудес <…> Там были Коннахтский Кот, Коричневая Курочка, Отважный Конь, Грешная Ворона, Бегущий Рыцарь, Роза Холмов, Голл Мак Морна, Пучеглазый Моряк, Низкий Епископ, Сладкоголосый Черный Дрозд, Прялка Мойры, Ой-люли <…> (Б.Нуалллан, «Поющие Лазаря»). «Кельтская» составляющая и по сей день является заметным вектором современного ролевого и реконструкторского движения.
В настоящее время ролевые игры широко распространены среди старшеклассников и студентов. Социологи выделяют такой феномен, как субкультура ролевиков. Существуют разные точки зрения на эту субкультуру. Немало людей считают, что ролевые игры – способ ухода от реальности. Отчасти они правы, ведь сами субкультуры являются некоторого рода ответом культуре массовой. Культуре вполне реальной, обыденной, серой. В сущности, как утверждают немало художников, писателей, философов, культуре, которая является упадком культуры.
Впрочем, правы они не только в этом. Чрезмерное увлечение чем угодно, в том числе и ролевыми играми может способствовать отчуждению от мира.
Но с другой стороны, каждый, кто хоть раз играл какую-то роль может сказать и о другом, о том, что ролевые игры, если не злоупотреблять ими не есть уход от реальности. Почему? Да потому, что любой герой, какого бы не пытаться отыграть, непременно будет содержать какие-то черты игрока. Не уход и потому, что в ролевой игре даже в стиле фентези в более ярком и, быть может несколько приукрашенном виде, люди описывают вполне реальные истории.
«Я выражаю чувства наиболее глубокие через предания и мифы... Я это делаю, поскольку — не сочтите это высокопарщиной — мне кажется, что мой взгляд на мир легче и естественнее всего выразить именно так» - писал Толкин. Но ведь и игроки тоже могут выражать свои мысли и чувства через своих персонажей. 
Есть еще один положительный момент в ролевых играх, который иногда упоминают авторы статей о них. А именно то, что ролевые игры часто строятся на литературных произведениях, хотя конечно же «можно играть хоть в инструкцию от огнетушителя. Ты, например, будешь огнетушителем, я - «объектом возгорания», он – автором инструкции и так далее. Главное, чтобы в этом был смысл»[4]. И поэтому часто возникает желание сыграть свою роль как можно лучше, чтобы, быть может, дотянуться до красоты самого произведения. А это требует немалых творческих усилий, требует понимания и уважения других игроков. А значит, приходится всему этому учиться. Учиться взаимопониманию, учиться творчески подходить к игре (и не только).
Но в целом довольно сложно заключить такое явление, как ролевые игры в тесные рамки, привесить какой-то определенный ярлык, ведь игры, как и игроки очень разные. И игра может способствовать как уходу от реальности, так и развитию творческих потенциалов. Скажу лишь одно, как бы не хотели нелюбители ролевых игр того, чтобы ролевые игры исчезли, думается мне, что еще долгое время многие услышав «A Elbereth», ответят «Giltoniel!»

Категория: Ролевые игры | Добавил: Ингольд (28.08.2009)
Просмотров: 842 | Теги: история ролевых игр | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Категории
Статистика


Каталог сайтов Infan.ru Рейтинг Ролевых Ресурсов Rambler's Top100
Design by sadhaka © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz
Здесь очень полезная информация
И здесь
И даже здесь
Graffiti Decorations(R) Studio (TM) Site Promoter